«Бедная Лиза». Художник О. А. Кипренский. 1827 г .«Бедная Лиза» – картина русского портретиста Ореста Кипренского (1782-1836). Написана маслом на холсте размером 45 х 39 см в 1827 году. Находится в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10). В музей картина попала после смерти в 1943 году её владельца, Павла Сергеевича Шереметева (1871-1943), историка и художника, представителя знатного рода, после Революции оставшегося работать в Москве. История создания портрета Лизы В 1792 году Н.М. Карамзин (1766-1826), и сегодня считающийся одним из главных для России литературных деятелей, в собственном журнале издал свою повесть «Бедная Лиза». В основе сюжета трагедия простой девушки, которую соблазнил и бросил дворянин. Юная героиня повести не справилась с переживаниями и покончила с собой, утопившись в пруду. Произведение Карамзина имело оглушительный успех. Оно стало идеалом русской литературы того времени, образцом сентиментализма. Общество было поражено трагическим финалом и словами автора: «И крестьянки любить умеют». К началу XIX века сентиментализм сменился романтизмом. Внутренний мир и чувства героев стали отходить на второй план, уступая место силе и страсти романтических героев, их исключительности на фоне общества. В русской живописи стало востребованным выявление в портретируемом психологических черт, демонстрирующих глубину личности – доминирование признаков социального статуса теряло позиции. К году создания Кипренским «Бедной Лизы» интерес публики к произведению Карамзина поутих. Но художника тема не оставляла. После смерти Карамзина, с которым Кипренский ещё в 1809 году познакомился в московском литературно-светском салоне, живописец решил создать портрет так волновавшей его воображение Лизы. Как символ первой, трогательной, наивной и готовой на всё, любви. Как дань памяти великому писателю.